Миф об экраноплане: есть ли будущее у «Каспийского монстра»

Боевые экранопланы «Каспийский монстр», «Орленок» и «Лунь»
стали одними из символов оборонно-промышленного комплекса СССР, склонного к колоссальным
проектам. Эти творения «сумрачного советского гения» до сих пор будоражат умы и
в России, и на Западе. Хотя военные эти чудеса техники давно забраковали.

Создаваемый в России экраноплан «Чайка» А-050 станет
настоящим «морским монстром», накануне сообщило американское издание We Are the
Mighty.

Автор материала напомнил, что «Чайка» стала развитием легендарного
«Каспийского монстра». А этот монстр в
свое время послужил основой для экраноплана-ракетоносца «Лунь». Последний был малозаметен
радарами, двигался со скоростью в 500 километров в час и нес шесть сверхзвуковых
противокорабельных ракет.

Фото: © «ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева»

Эффект экрана

Действительно, экранопланы — уникальные транспортные средства.
Эти гибриды корабля и самолета способны со скоростью в сотни километров в час двигаться
на высоте нескольких метров.

Секрет их уникальных качеств — экранный эффект. Над поверхностью
их поддерживает воздушная подушка, создаваемая под крылом. Работает этот эффект только на небольшой
высоте — до нескольких метров. Поэтому идеальным местом для движения экраноплана
является водная гладь, где нет вертикальных препятствий.

Достоинства экранопланов:

    От кораблей их выгодно отличает высокая скорость — от 400
    до 600 километров час;В отличие от самолетов они имеют гораздо большую грузоподъемность;
    Амфибийность: они способны передвигаться не только над
    водой, но любой ровной поверхностью:Независимость от аэродромов и сложной транспортной
    инфраструктуры.

Недостатки:

    Низкая маневренность. У экранопланов, как и самолетов,
    есть крылья. При движении на высоте нескольких метров на скорости 500
    километров час касание крылом поверхности неизбежно приведет к аварии.Управление
    экранопланом отличается от управления самолетом и требует сложных специфических
    навыков. Летчики ими управлять без переучивания не смогут.Угроза птиц, которых на рабочих высотах экранопланов
    множество. Столкновение с пернатыми может привести к катастрофе.

Фактор Хрущева

Об экранном эффекте авиаторы знали с 1930-х годов. Тогда же и
появилась идея использовать свойства экрана для создания принципиально новой
техники.

Разумеется, подобные машины просто не могли не заинтересовать
военных. В СССР разработкой боевых экранопланов занялось конструкторское бюро
под руководством талантливого инженера Ростислава Алексеева.

В 1962 году советскому лидеру Никите Хрущеву и членам
правительства была специально организована демонстрация возможностей невиданной
доселе техники. Для этого на Химкинское водохранилище был доставлен опытный экраноплан
СМ-2. Он произвел на падкого на технические чудеса Хрущева сильное впечатление.

Дело было решено. В государственную оборонную программу включили
раздел о разработке и производстве экранопланов для нужд Военно-морского флота
и других видов Вооруженных сил СССР.

Фото: К.Е.Сергеев / CC BY-SA 3.0

Уже к 1965 году был создан экраноплан, ставший самым большим
на то время летательным аппаратом. В технической документации он именовался аббревиатурой
КМ — «корабль-макет». В американской разведке это сочетание букв расшифровали
как «каспийский монстр», поскольку испытывался он на Каспии.

КМ и вправду был похож на монстра. Он имел максимальную
взлетную массу 544 тонны и длину в 100 метров.

«Орленок»

В результате масштабных НИОКР было принято решение
разработать два вида военных экранопланов. Так был создан ударный ракетоносец
огромных размеров и десантный экранолет — габаритами поменьше.

В 1972 году построили первый десантный экранолет. Ему дали
название «Орленок». Он имел максимальную взлетную массу в 140 тонн и развивал
скорость в 400-500 километров в час. Его особенность была в том, что он мог летать
в самолетном режиме, поднимаясь на высоту до трех километров.

Фото: Alex Beltyukov / CC BY-SA 3.0

«Орленок» принимал на борт до 200 морских пехотинцев с
полным вооружением или две бронированные машины (танка, БТР или БМП).

Предусматривалось строительство 24 таких экранолетов. Но в
1984 году после смерти министра обороны СССР Дмитрия Устинова,
известного своей симпатией к инновационным вооружениям, программу закрыли.

В целом «Орленок» был пусть и революционным, сложным и дорогим,
но вполне реальным проектом. Впрочем, его закрытие совсем не опечалило
командование ВМФ СССР. Высвободившиеся деньги тут же направили на строительство
атомных подводных лодок.

«Лунь»

С гораздо большим недоверием и даже неприятием военные
отнеслись к ударному экраноплану-ракетоносцу. Ему дали название «Лунь».

Внешний вид «Луня» потрясал воображение. Он имел восемь
самолетных турбореактивных двигателей НК-87. Такие силовые установки ставили на
лайнеры Ил-86. Поверх фюзеляжа были расположены шесть пусковых установок противокорабельных
ракет «3М-80 Москит».

Фото: © twitter.com/malloy79t

Максимальная взлетная масса ракетоносца составляла 380 тонн.
Он мог развивать скорость до 500 километров в час и имел практическую дальность
в 2 тысячи километров.

Первый полет «Лунь» совершил в 1987 году на Каспии. После
успешного окончания государственных испытаний «Лунь» был в 1990 году передан в
ВМФ в опытную эксплуатацию. Но распад СССР поставил крест на этом проекте.

Никчемные гиганты

По итогам испытаний и опытной эксплуатации выяснилось, что
боевые экранопланы преимуществами перед самолетами и кораблями не обладают. И
если «Орленок» мог эффективно выполнять специализированные десантные задачи, то
зачем нужен «Лунь», военные представляли себе крайне смутно.

#ОружиеОт Т-34 до «Арматы»: легендарные машины «Уралвагонзавода»

Экраноплан-ракетоносец сочетал скорее не достоинства, а недостатки.
Он был слишком тихоходен и неуклюж, как самолет. Любой тип боевой авиации
превосходил его по скорости и гибкости применения. А как корабль «Лунь» был
слишком уязвим, не имея оборонительного вооружения. К тому же он оказался крайне
дорогим в эксплуатации.

А вот в гражданских целях небольшие по размерам экранопланы зарекомендовали
себя хорошо. Они оказались незаменимы для спасения людей, терпящих бедствие
на море.

В такой ипостаси и будет в основном применяться новый
российский экраноплан «Чайка» А-050. Так, что зря издание We Are the Mighty
назвало его «монстром». Время «монстров» уже прошло.

Источник: sibnet.ru

Добавить комментарий