ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) существует в России для учёта перемещения алкогольной продукции по всей цепочке — от завода до потребителя. Теоретически это должно привести к наведению полного порядка на рынке алкогольной продукции и полной победе над контрафактным алкоголем в России. Что ждёт ЕГАИС с 1 января 2017 года и подпадёт ли под него какая-то другая продукция, помимо алкоголя.
Как работает ЕГАИС
ЕГАИС с 1 января 2017 года продолжит работать так же, как и работает последнее время. Весь имеющийся в продаже в любом магазине алкоголь должен иметь специальную наклейку на каждой бутылке с нанесённым уникальным штрих-кодом. На кассе в любом магазине, имеющем лицензию на продажу алкоголя, должен быть специальный сканер для ЕГАИС, который во время совершения покупки сканирует штрих-код и отправляет информацию о факте продажи конкретной бутылки в единую базу данных автоматизированной системы. При этом на чеке, который получает покупатель, также наносится специальный штрих-код (обычно QR-код), который можно отсканировать с помощью специального приложения и отследить путь бутылки алкоголя от завода до кассы в магазине.
Сразу же становится очевидной возможная проблема с отсутствием или перебоями в работе интернета из-за технических проблем, которые не зависят от продавца, а также в удалённых уголках страны. Закон предусматривает такую ситуацию и позволяет сохранять информацию в памяти устройства, чтобы затем передавать её в базу при появлении интернета. Но и здесь есть ограничение — синхронизировать аппарат с базой данных нужно по меньшей мере один раз в трое суток.
Как мы видим, теоретически система достаточно неплохая и позволяет государству держать под контролем весь алкогольный рынок, но у ЕГАИС есть и множество критиков. Во-первых, изначально система разрабатывалась в дружественных ФСБ научно-технических центрах и была продавлена для внедрения за счёт связей высоких чинов ФСБ в высшей власти. Налицо были коммерческие интересы конкретных людей, поскольку возникшая на пустом месте монополия на систему, созданную без конкурса и не подразумевающую конкуренции на рынке тех же сканеров для кассы в магазинах, очевидно обогатила автора такой идеи. Во-вторых, реализация системы ЕГАИС проходила с огромными проблемами, когда система была “сырая” и недоработанная, из-за чего в первое время было множество неудобств. В-третьих, специалисты выделяют и другие признаки того, что разработкой и обслуживанием системы занимаются люди с очень низкой квалификацией. Очевидно, что не все отпущенные на разработку системы огромные деньги ушли по назначению. В-четвёртых, доля контрафакта на рынке алкоголя в России по-прежнему весьма высока и составляет около трети всего проданного алкоголя в стране.
Тем не менее, система, хотя и не без проблем, продолжит своё существование, и ЕГАИС с 1 января 2017 года даже может ожидать расширение сферы её влияния.
Кто ещё может подпасть под действие ЕГАИС в 2017 году
Под ЕГАИС с 1 января 2017 года подпадают не только магазины, но и заведения общепита, продающие алкоголь, кроме ресторанов. Правда, скажем, для пивных процесс контроля будет выглядеть так — учитываться будет покупка оптовой партии заведением, но не продажа каждой кружки пива потребителю.
Весьма вероятно, что в 2017 году под ЕГАИС подведут и продажу молочной продукции. В конце концов, все продающие алкоголь магазины уже оснащены сканерами, нужно найти применение для новых партий сканеров, поэтому контроль за рынком молочных товаров идеально соответствует желанию оснастить устройствами каждый продуктовый магазин и каждую кассу супермаркетов (сейчас очень часто можно видеть, что продажа алкоголя в супермаркетах ведётся не на всех кассах именно из-за экономии ритейлеров на сканерах).
Существуют и несколько исключений в обязательности ЕГАИС с 1 января 2017 года:
-
Производство и продажа алкоголя в Крыму,
Отсрочка полного перехода на ЕГАИС в посёлках с числом жителей до 3 тысяч человек и в местах с нестабильным интернетом до начала второго полугодия 2017 года.
Источник: