О чем говорит музыкальный вкус?

От классики до рэпа, от джаза до шансона, от фолка до попсы. Музыкальных стилей десятки, а если учитывать этнические направления и современные жанровые ответвления — сотни или даже тысячи. Что из этого считать хорошим выбором, а что дурным вкусом? И что вообще говорят о человеке его музыкальные предпочтения? На эти вопросы ответили музыковеды и композиторы.

Понятие «хороший музыкальный вкус» — больше условный.
Во-первых, музыкальный вкус можно всегда сформировать (специалисты советуют
делать это с самого детства). Во-вторых, музыкальные предпочтения зависят не
только от образованности и окружения, но и от темперамента и настроения.

«Особое чувство прекрасного в музыке, ощущение её внутренней
гармонии, степени совершенства формы и содержания. А способность оценить
гениальность художественного прозрения композитора или исполнителя — это и есть
вкусовые проявления», — такое определение дала музыкальному вкусу в интервью The Village музыкальный
теоретик Ольга Заборских.

Критерии хорошей музыки

С одной стороны, делить музыку на хорошую и плохую — не
совсем верный подход. Но есть кое-какие критерии, которые могут сформировать
понимание более качественной музыки. Например, если в попсе и рэпе присутствуют
отсылки к классике.

Например, в песне «Комета» певец JONY использует в тексте
четверостишие из стихотворения Александра Пушкина «Зимний вечер», всем
известные строки «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…» гармонично
сочетаются с текстом композиции музыканта.

«Это показатель качества, может быть, таким образом
исполнитель хотел привлечь молодежь к знанию классики», — оценила композицию
JONY музыковед Новосибирского музыкального колледжа имени Мурова Наталья
Решетова.

Если музыкант не вторичен в своих произведениях, вносит
нечто новое в музыку или манеру исполнения, то это тоже можно считать признаком
качества. Не повторяться сложно. Бывает, музыкальный коллектив придумывает
«бомбу», а потом выясняется, что так уже пели. Такая история приключилась с
«Бурановскими бабушками».

«Добавили фольклор, добавили дэнс, а потом выяснилось, что
это вообще популярная вещь на Западе, которую на дискотеках когда-то крутили.
Ну взяли добавили, и где здесь новизна?», — прокомментировал доцент кафедры народной
художественной культуры и музыкального образования НГПУ Владимир Байтуганов.

Композитор Илья Ильдеркин считает, что к хорошему
музыкальному вкусу можно отнести музыку любого жанра. «Людей, которые не
воспитаны на серьезной академической музыке — больше. Поэтому как можно сказать о том, что нравится большинству людей, которые приносят пользу обществу, любят, страдают,
женятся-разводятся, что это дурной вкус?» —
сказал композитор.

#О людяхЭтикет сегодня: рыцарские правила еще актуальны

Исключение из хорошего вкуса, по его мнению — треки, где
содержатся откровенная агрессия, много нецензурной лексики.

В то же время музыковед
Решетова, наоборот, допускает использование в песнях мата, не считая его безвкусицей. Но, по убеждению эксперта, подобная лексика должна быть
органична, как например, в песнях «Ленинграда».

«Если молодежь будет слушать «Ленинград», я думаю, у них хороший музыкальный вкус. А если слушать тех, кто использует мат,
превозносит в песнях гедонизм, грубости – тогда это признак не очень хорошего
вкуса», — считает Решетова.

Музыкальные примеры

«Я думаю, не все обладают музыкальным вкусом. Чтобы судить о
прекрасном, необходим опыт общения с ним. Вокруг нас постоянно существует
музыка, восприятие которой не требует специальной подготовки, и мы впитываем её,
не замечая», — говорит музыкальный теоретик Заборских.

Очевидно, что никто не посмеет обвинить человека в плохом
музыкальном вкусе, если его плейлист состоит из классики, оперных арий или
хитов, признанных мировым музыкальным сообществом.

Есть ряд исполнителей, зарубежных и отечественных, на
которых стоит обратить внимание. В России, по мнению Владимира Байтуганова,
неплох рок. Это и Виктор Цой, и Борис Гребенщиков, и «Мумий
Тролль». Также доцент кафедры музыки
признал качественными ранние композиции Игоря Крутого (теперь, по его мнению,
они вторичны и повторяют сами себя).

Музыковед Наталия Решетова оценила первые пять песен,
которые вошли в чарт самых популярных треков на сервисе «Яндекс.Музыка». В ноябре главные позиции в чарте занимали австралийский певец Tones and
I с песней «Dance Monkey», российская певица Zivert с композицией «Credo»,
треки «Увезите меня на Дип-хаус» (группа
GAYAZOV$ BROTHER$), «Roses Imanbek» Remix
(рэперов SAINt JHN, Imanbek) и «Комета»
(поп-исполнитель JONY).

По мнению Решетовой, в современной популярной музыке важен
текст и его смысл: «Я смотрю на чистоту речи, на чистоту фраз, на смысловое
содержания». Среди вышеперечисленных композиций
собеседница отметила певицу Zivert и ее манеру исполнения, а именно опускание окончаний в некоторых словах. Также неплохой вариант для прослушивания — Тони
Уотсон (Tones and I). А вот группа GAYAZOV$ BROTHER$ показалось музыковеду
грубоватой.

Прежде чем слушать популярную музыку, нужно познакомиться с творчеством
Майкла Джексона, считает Байтуганов: «У нас есть король попсы, он один, и его
никто не превзошёл. Это Майкл Джексон. Какие могут быть после этого разговоры?
Ты хоть что напиши, может, ты и напишешь не хуже, но он создал свой стиль, и он
принимается всеми».

«Группы Pink Floyd, Queenи и, в частности, Фредди Меркьюри —
это люди, которые создали стиль определенный, создали исполнительское
мастерство. Это рок, который имеет корни и развитие, новации, которые
принимаются всеми», — также привел пример качественного рока Байтуганов.

Как развить музыкальный вкус

Музыкальный опыт, порождающий вкус, возникает из
разнообразия и знания культуры музыки. «Чем больше человек знакомится с
немассовыми явлениями — будь то фольклор, джаз, церковная или академическая
музыка, — тем шире границы его музыкального восприятия», — сказала Ольга
Заборских.

Композитор Ильдеркин согласен с тем, что развить музыкальный вкус можно, прослушивая сложные произведения, и что вкус формируется воспитанием и привычками. Он напомнил, что само по себе
определение хорошего вкуса возникло со времен появления дворянства. Тогда было
сформировано высшее общество и все, что прослушивали высшее сословия, считалось
качественным. Если дворяне ходили в оперу, то крестьяне пели народные песни.

«Сам жанр такой как балет или опера — он же сложный и требует
подготовки зрителя. Крестьянин не пойдет слушать четырехчасовую оперу
Вагнера. Он с ума сойдет там прямо в зрительном зале», — сказал Ильдеркин.

Эксперты резюмировали, что нет четкого определения, что слушать хорошо, а что недопустимо. Но чем больше разной музыки слушает человек, тем больше он может сравнивать и оценивать. Кроме того, знание элементарных музыкальных основ, таких как ноты и композиция, помогут любому слушателю лучше понимать музыку. 

Источник: sibnet.ru

Добавить комментарий