Некоторые компании проводят активную маркетинговую политику для привлечения покупателей с целью увеличения объема продаж товаров или услуг. Для этого за определенные покупки клиентам начисляются бонусы или баллы. Долгое время шла дискуссия по поводу обложения НДФЛ.
В 2017 году законодатели добавили новую норму в Налоговый кодекс РФ и внесли ясность в этот вопрос. Из нашей статьи вы узнаете, облагаются ли такие выплаты подоходным налогом.
Содержание статьи
Бонусные программы компаний
Компании, которые занимаются продажами, достаточно активно осваивают новые маркетинговые стратегии и вводят в оборот различные способы повышения покупательского спроса на товары и услуги. Большинство торговых компаний используют бонусные программы для привлечения клиентов. Например:
Признаком участия клиента в бонусной программе, как правило, является наличие у него специальной карты. Такая карта выдается продавцом товаров, услуг или работ покупателям.
Новый пункт 68 статьи 217 Налогового кодекса РФ с 2017 года
Статья 217 НК РФ содержит закрытый перечень выплат и доходов в адрес физических лиц, которые не облагаются НДФЛ. Начиная с 1 января 2017 года, этот перечень был расширен новым пунктом 68, который введен в Налоговый кодекс Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 242-ФЗ. Законодатели добавили в статью 217 бонусы за оплату картами товаров и услуг.
В новой норме содержатся сведения о том, что доходы клиента (покупателя) могут иметь не только денежное, но и натуральное выражение. Формы получения таких доходов от российской или иностранной компании такие:
-
перечисление денежных средств на счет в банке;
полная (частичная) оплата за физическое лицо товаров и (или) услуг.
Обратите внимание, что в виде бонусных программ для клиентов могут быть использованы различные карты:
-
платежные;
дисконтные;
банковские;
накопительные.
Основания начисления бонусов (баллов) отражают в соответствующих программах. Выгода физического лица напрямую зависит от размера начисленных клиенту бонусов или баллов.
Важная информация!
В новом пункте 68 устанавливаются ограничения, когда бонусы облагаются НДФЛ в общем порядке.
Новая норма прописана достаточно витиевато и поэтому Министерство финансов РФ уже начало разъяснять некоторые моменты. На основании письма от 13.02.2017 № 03-04-06/7856, по мнению Минфина, для освобождения бонусов от подоходного налога не имеет значения:
-
какие средства с использованием платежных или банковских карт покупатель направил на покупку товаров (услуг) в рамках бонусной программы;
на какие виды банковских счетов физического лица перечислены деньги в рамках участия в бонусных программах.
Случаи, когда исключение не действует
Далеко не всегда бонусы не облагаются НДФЛ. Существуют некоторые исключения, которые содержатся в пункте 68 статьи 217 НК РФ.
К примеру, будут ли облагаться подоходным налогом бонусы банка, зависит от условий начисления бонусов, прописанных в программе. Банк вправе предоставлять клиентам бесплатные услуги, такие как открытие и ведение счетов (в рублях или в иностранной валюте), выпуск пластиковых дебетовых карт с программой лояльности или предоставление каких-либо дополнительных услуг.
Таким образом, есть ситуации, когда бонусы облагаются НДФЛ:
1. Когда присоединение к бонусной программе осуществляется на условиях публичной оферты:
-
срок для акцепта — менее 30 дней;
прописана возможность досрочного отзыва оферты.
2. Покупатель получает бонусный доход как:
-
вознаграждение за труд;
вознаграждение за выполнение должностных обязанностей;
материальную помощь;
оплату или вознаграждение за товары, поставленные плательщиком (или за выполненные работы, оказанные услуги).
3. Программа лояльности.
Если цель программы лояльности не направлена на увеличение активности клиентов в покупках, то это фикция и НДФЛ будет составлять 13% (на основании письма Минфина от 02.11.2016 № 03-04-06/64301).
В завершении добавим, что для того чтобы бонусы не облагались подоходным налогом, необходимо, чтобы к программе лояльности мог присоединиться любой покупатель, сроки присоединения (акцепта) покупателя к программе не должны быть установлены, отсутствие у торговой компании возможности внезапно свернуть бонусную программу. В целом, условия программы лояльности должны быть открыты и прозрачны.
Источник: