История развития

Хронологически историю развития ФГУАП МЧС России можно рассматривать с 1992 по 2008 гг.:  в 1992 году началась передача органов управления, воинских частей, учреждений и учебных заведений Гражданской обороны СССР, находящихся на территории России, Комитету при Президенте РСФСР по ГОЧС. В 2008 году закончился переход авиации МЧС на новую организационную структуру функционирования и в основном сформировался окончательный облик авиации МЧС России, который позволяет ей качественно решать весь перечень поставленных задач, что особенно наглядно было продемонстрировано в экстремально жаркое лето 2010 года.

В истории развития ФГУАП МЧС России можно выделить четыре этапа.

Первый период – 5.01.1992 – 23.01.1996 гг. – создание авиации МЧС. В это время осуществлялась приемопередача четырех вертолетных отрядов ГО СССР в подчинение ГКЧС. Было положено начало разработке и реализации технических требований МЧС России по созданию специализированных летательных аппаратов, а также дополнительного авиационного оборудования. Очень важен был выполненный тогда заказ, в частности, на разработку многофункциональных летательных аппаратов – самолета-амфибии Бе-200ЧС и вертолета легкого типа Ка-226. Шло формирование Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России, комплектование его новой авиационной техникой.

Второй период – 24.01.1996 – 6.12.2002 гг. – характеризовался становлением и развитием авиационных организационных структур, Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России, совершенствованием системы управления авиацией путем реформирования и оптимизации состава центральной и региональных авиационных группировок. Создавались командные, командно-диспетчерские пункты, ПУ инженерно-авиационным обеспечением и органы управления ими.

В третий период – 7.12.2002 – 31.12.2008 гг. – продолжалось развитие авиационной составляющей министерства, ФГУАП МЧС перешла на новую организационную структуру функционирования. Начала свою практическую деятельность «Евроэскадрилья». Было принято решение о значительном наращивании технической базы ФГУАП МЧС России. На этом этапе, в основном, окончательно сформировался ее облик.

Четвертый период начался в январе 2009 года и продолжается по настоящее время. По всей видимости, он завершится с выполнением Федеральной целевой программы «По созданию системы обеспечения комплексной безопасности на федеральных автомобильных трассах». Особенность этого этапа – постепенный переход к территориальному базированию авиационных подразделений, когда часть основных сил авиации будет находиться на оперативных аэродромах. Это позволит «прикрыть» территории всех субъектов Российской Федерации и сократит сроки реагирования оперативных сил МЧС на возникающие чрезвычайные ситуации.